Денис Мацуев

20Он считает себя старомодным и романтичным, при этом молод и уже всемирно известен. В начале года пианист Денис Мацуев побывал в Комсомольске-на-Амуре с концертом для воспитанников музыкальной школы и горожан, пострадавших от наводнения прошлой осени. Откровения артиста, что называется, без пюпитра — в этом номере нашего журнала.

«Я архиленивый!»

Начать стоит с того, что избежать карьеры музыканта у Дениса Мацуева не было ни единого шанса: мама — учитель музыки, папа — ведущий композитор и в театральном училище, и в иркутском драмтеатре. Возможно, родители и не настаивали бы на карьере музыканта, не проявись у Дениса уникальные способности ещё в раннем детстве. Как рассказал нам сам музыкант, в три года он просто подошёл к пианино и наиграл мелодию прогноза погоды из программы «Время». Деваться было некуда — только в музыкальную школу. «Одного таланта всегда мало, — говорит Денис Мацуев. — Многое зависит и от родителей, и от чутья педагога.
Например, когда ребёнок перерастает уровень музыкальной школы, потом училища, а консерватории в городе нет, нужно уезжать, чтобы развиваться дальше. Поедет человек или нет? Вся его жизнь зависит от этого решения, которое зачастую принимают родители. В моём случае вообще всё было странно. Родителям удалось совместить, как мне кажется, несовместимые вещи: домашнее воспитание с гувернантками, лучшими педагогами с абсолютно нормальными для любого ребёнка вещами, как двор, футбол, хоккей… Это не позволило мне остаться в стороне от житейских радостей и при этом серьёзно увлечься музыкой.»

20.1— Тогда резонным будет вопрос: а Вы помногу занимались в детстве музыкой?

— Я никогда много не занимался, никогда не засекал. Я — архиленивый! — смеётся Денис. — Вообще, каждому таланту нужен свой подход. Кому-то нужна эта педантичность с засеканием времени, кому-то нет. Одним нужен час, другим — четыре, чтобы усвоить одно и то же. Важно ведь не только час за часом стучать по клавишам, это просто механическая работа, которая ни ум, ни душу не обогащает. Нужно ещё говорить о произведении, проникать в его суть. Многое тут зависит от педагога, ведь именно он учит чувствовать музыку, а не только правильно её играть. На моём жизненном пути было несколько педагогов, и все они были блестящими. Но всё же папа для меня остаётся «номер один», как в детстве, так и сейчас, и это — самое ценное для меня. По сей день, даже самым талантливым детям, я говорю: не нужно заниматься по десять часов на рояле. Это идиотизм! Это приводит не только к переутомлению, но и к неким комплексам. Вырастить пианиста — не значит отобрать у ребёнка всё, оставив один рояль. Ребёнок по природе своей должен быть разносторонним: читать книги, ходить с друзьями в кино, заниматься спортом. И всё же, если сам Денис ради искусства детствомне особенно жертвовал, подстраиваться под талантливое чадо пришлось всей семье: ради него с работы ушли на пенсию обе бабушки, так что он не ходил ни в детский сад, ни в продлёнку. Результат не заставил себя ждать: уже в 9 лет Денис Мацуев играл концерт Гайдна с Иркутским симфоническим оркестром на главной филармонической сцене города — маленький мальчик в пионерском галстуке! Забавно, что ребёнок, которого считали вундеркиндом, не особенно-то и жаждал заниматься музыкой и всё время норовил сбежать с урока к дворовым мальчишкам. И мяч гонял, и дрался, и даже руки ломал, что музыканту вообще не позволительно.

20.2— Лет до пятнадцати я бредил спортом — разные виды его перепробовал, и просто обожал футбол. Я и сейчас его люблю! — признаётся Денис, — До сих пор, если есть такая возможность, и если зовут, охотно иду на поле — и это не мешает мне быть пианистом!
После 8‑го класса Мацуев получил приглашение учиться в Москве, в школе при консерватории, без экзаменов. Казалось бы, мечта любого пианиста. Куда уж там! Весельчак, заводила, эрудит, а главное — футболист и азартный болельщик — он совсем не горел желанием уезжать, чем просто шокировал всех, кто был уверен в большом будущем юного гения. Как позже напишут светские таблоиды, в столицу его заманил папа — возможностью ходить в Лужники на домашние матчи «Спартака». И Денис всё же сел в самолёт.


«Я просто знаю, что должен. И всё»

Этот рейс стал поворотным этапом для всей семьи Мацуевых. Родители пианиста, профессионалы на пике карьеры, бросили работу и уехали вслед за сыном. Но не только папа и мама пошли на подвиг. Бабушка перед самым отъездом продала свою квартиру, чтобы дать внуку с собой денег — четырнадцать тысяч долларов — по тем временам это были безумные деньги. Они пришлись как раз кстати, шёл 1991 год… Более неудачного времени для кардинальной перемены в жизни не представишь! Но трудности продлились
недолго: уже через несколько месяцев после переезда в Москву Мацуев выиграл престижный музыкальный конкурс «Новые имена» и официально стал считаться музыкантом. Начались гастроли, поездки за границу, общение с теми, кого ещё вчера Денис считал своими кумирами. В 16 лет он уже выступал в Букингемском дворце, Ватикане, штаб-квартире ООН. В 1993 году 18‑летний Мацуев выиграл первый международный конкурс — Гран-при фестиваля в Йоханнесбурге — и поступил в Московскую консерваторию. Чуть позже талантливый педагог Сергей Доренский подготовил Дениса к победе на конкурсе имени Чайковского. Мацуеву было 23 года. В музыкальном мире это произвело эффект разорвавшейся бомбы. Гастроли, интервью, приглашения… А Денис рвался не в столицы. Он ездил по России — в плацкартных вагонах, по нескольку десятков городов и населённых пунктов за гастроли, причём таких, о которых в столице многие и не слышали — практически забесплатно. Зачем? Пожалуй, по той же причине, по которой приехал и в Комсомольск-на-Амуре. Не по политическим соображениям, не по плановой пиар-кампании. По зову сердца.

На пресс-конференции в городе Юности Дениса спросили, что привело его к нам. Впрочем, при слове «миссия» лицо музыканта несколько исказилось, и журналисты отреагировали:

20.3— Тогда как Вы обозначите свою цель

— Думаю, что на сцене я уже всё обозначил, — решительно ответил Денис Мацуев. — Все мы знаем, что здесь произошло. Я сам человек Сибирский, из Иркутска, в масштабах страны это недалеко отсюда. И как раз перед приездом сюда я неделю жил в Иркутске. Как только появились свободные три дня — сразу же приехал к вам. Зачем? Я не могу это объяснить. Какие тут могут быть слова, почему я здесь? Я просто понял, что должен сюда приехать, вот и всё.
Мацуев много занимается с молодыми пианистами. Он организатор и идейный вдохновитель двух конкурсов («Звёзды на Байкале» и «Крещендо»), а также президент фестиваля «Новые имена», с которого началась его личная музыкальная карьера. По словам пианиста, его цель — чтобы каждая российская семья хотела и могла регулярно ходить на концерты классической музыки.

Как во время концертов Вы чувствуете реакцию слушателей?

— Это энергетика витает в воздухе. Она практически осязаема: накапливается, концентрируется. Есть музыканты, которые играют для себя. Я играю для зрителя и вижу себя в роли проводника замысла композитора — в первую очередь. Я всегда говорил, что классическую музыку человеку неподготовленному на концерте воспринимать очень сложно, и сложно донести до него то, что он должен чувствовать. Это не поп-арт. Если я играю импрессионистов, то, конечно же, хожу в Париже смотреть Мане, Дега и Ван Гога. Если играю Рахманинова — обожаю сходить и посмотреть картины русских художников, наши широты, и тогда этот музыкальный
видеоряд возникает на концертах не только у меня, но и у слушателей.

Какой основной возрастной контингент на Ваших концертах? Много ли приходит молодёжи? И как вообще, на Ваш взгляд, обстоят сейчас взаимоотношения молодого поколения и классической музыки?

— Я много езжу по России, особенно по регионам, и очень радует, что на концертах много молодых людей, много новых, молодых лиц. Это очень приятно, потому что современные веяния берут своё: так, скажем, в Америке или в Амстердаме на мои концерты ходит поколение «за 50». Есть, конечно, просветительские программы, для университетов, например. Но туда ведут всех «из-под палки», и получается слушательская неподготовленность, о которой я говорил, и, как следствие, непонимание этого искусства. А с ним отторжение только углубляется, то есть происходит обратный эффект. А вообще, по сравнению с другими странами, у нас в стране сейчас происходит некий филармонический бум.


Самый дорогой способ бросить курить

Интернет пестрит предложениями «лёгких» способов отказаться от пагубной привычки, но тот, который выбрал Денис Мацуев, пожалуй, самый дорогой и экстравагантный. Однажды после сольного концерта в Париже к нему подошёл внук Рахманинова, Александр Борисович, и предложил бросить курить в обмен на большой подарок. Мацуев заинтересовался и долго думать не стал.
«Всё, — сказал он. — Я не курю. Где мой подарок?» Рахманинов‑внук обещание сдержал и преподнёс пианисту два произведения, которые никто ещё не слышал. Это были сюита и фуга, написанные композитором ещё в студенческие годы. Говорят, что после такого подарка Мацуев обещание держит и к сигаретам больше не притрагивается.


Спорт

То, что, живя в Москве, Мацуев сможет ходить в Лужники на игры «Спартака», осталось мечтой. Концертный график не позволяет. Так что «отрывается» музыкант, как может: сегодня он один из самых ответственных игроков звёздной команды «Старко». Говорят, однажды он завершил футбольным матчем с участием своих коллег-музыкантов фестиваль «Звёзды на Байкале».


20.4Личная жизнь

Практически идеальный мужчина — спортивный, талантливый, без вредных привычек, деятелен, в принципах постоянен, неплохо зарабатывает. В интервью он часто признаётся, что его жена — это классическая музыка. Любовница — это джаз. А ещё поговаривают, будто пианист называет рояль «Она»… Но это вовсе не потому, что с молодым человеком «что-то не так». Светские хроники пестрят фото с эффектными девушками, таблоиды пишут о красивых ухаживаниях, но, видимо, слишком много требуется от подруги жизни в случае Мацуева. Жизнь артиста непостоянна: Лондон, Париж, Брюссель, Бостон… Он часто признаётся, что перелёты, смена давления, отсутствие сна и комфорта, перемены часовых поясов не так-то просто даются. А после этого добавляет: «Женитьба от меня никуда не уйдёт!» Может, и так… Но что-то подсказывает, что горячее и энергичное сердце музыканта не так уж и свободно. Пока на первом месте для Дениса — искусство.

Музыканту нужно, как и спортсмену, поддерживать себя «в форме». Как Вы упражняетесь? На каких произведениях разыгрываетесь?

— Ну, так как я практически каждый день выхожу на сцену, я, наверное, всегда в форме!

Много концертов даёте?

— Практически каждый день. График концертный очень плотный. Бывали такие турне, когда мы посещали восемь городов за пять дней или давали три концерта в трёх городах с тремя разными программами за один день. И это, несомненно, источник ещё большей
энергии, хотя и организм, конечно, тоже не железный. А вообще я сейчас самый счастливый человек, потому что провёл восемь дней в своём родном городе Иркутске, со своими друзьями. Там я набрался сил, иначе бы, наверное, не сыграл так, как сыграл в Комсомольске-на-Амуре.
Музыкант также отметил, что Комсомольск-на-Амуре для него теперь тоже особенное место — место, куда он ещё обязательно вернётся с концертной программой. А пока всего два благотворительных концерта на Дальнем Востоке — в Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре — ознаменовали начало грандиозного турне по всему миру.

Программа, сыгранная Денисом Мацуевым в Комсомольске, побывает в пятнадцати столицах мира! Иркутск, Владивосток, сцена Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Затем Тель-Авив и Иерусалим. Следом — Берлин, потом небольшой американский тур по Бостону, Чикаго и Вашингтону. В финале — традиционный, десятый сольный концерт в Карнеги-холле в Нью-Йорке.

Текст: Людмила Смирнова
Фото: Олега Фролова