index2

ОСАГО или жизнь?

5306_i_middleСколько стоит жизнь автомобилиста? Гуманисты, должно быть, воспротивятся – мол, жизнь бесценна. Зато страховщиков этот вопрос ничуть не коробит. Они давно определили для нас сумму и даже заботливо вбили в смету, а теперь, говорят, пришло время платить по счетам. За минувшую неделю в нашу редакцию обратилось несколько десятков автомобилистов, которые сообщили, что страховщики в Комсомольске-на-Амуре отказываются продавать автовладельцам полисы ОСАГО, если те добровольно не застрахуют в их компании свою жизнь. Так ли это? Мы решили разобраться.

 Но для начала напомним, что страхование гражданской автоответственности является обязательным, штраф за отсутствие страхового полиса ОСАГО составляет 800 рублей, в то время как страхование жизни до недавнего времени считалось делом добровольным.

Мы решили попробовать оформить страховку в компании, на которую так жаловались автомобилисты, и вот какой ответ получили.

 – Жизнь страховать нужно в обязательном порядке, – без обиняков сообщила женщина-агент. Мы возразили, сообщив, что жизнь у нас уже застрахована.

– Нет. Это другое, – парировала она. – «Автофортуна»  к машине – обязательное страхование жизни. Можно одну за 2200 рублей оформить, можно две по 1200. Это сами выбираете.

          Внятных ответов, на основании каких-таких документов страхование жизни стало вдруг обязательным, представители компании нам дать так и не смогли. Ведь, вроде, законодательных актов это провозглашающих не выходило, да и на сайте страховой компании сообщений о том, что ОСАГО оформляют теперь в новом порядке, нет. В ответ – будто стена обрушилась: агент стала жаловаться, что таково распоряжение руководства. ОСАГО велено продавать только с «Автофортуной». Что ж, идём к руководству. Но там общаться с нами почему-то не хотят, как и выдавать официальный обоснованный письменный отказ в оформлении ОСАГО без страхования жизни.  

Что же получается? Автострахование – штука обязательная. Это как ребёнка в школу отдать, ведь не принять его по закону не могут. Так почему могут отказать в выдаче полиса? Ведь первый же госавтоинспектор Вас за отсутствие такового с радостью оштрафует.

Но факт есть факт: отказываешься оплачивать страхование жизни – остаешься без полиса. И таких случаев десятки. В другой компании, где, говорят, еще можно оформить ОСАГО без наценки, очередь выходит аж на улицу. Ее занимают с 7 утра, продвигаются медленно: на одного человека уходит в среднем  20 минут. Принимает только один агент. Но куда деваться? Сменить страховую компанию и лишиться скидок за безаварийную езду всем пришлось по одной и той же причине.

В очереди мужчина из Амурского района рассказал, что в его посёлке работают агенты от трех разных компаний, и все, будто сговорившись (или не «будто»), отказывают в выдаче полиса ОСАГО без страхования жизни. Пожилой дачник посетовал, что ездить на огород придется, судя по всему, автобусом: уже третий день очередь до него просто не доходит.

День попыток получить страховку прошел, не увенчавшись результатом. Вывод не утешителен: выбор автомобилистам таки оставили, но он не богат. Очередь на весь день – это для тех, у кого лишних денег не водится. А пакет услуг, включая страхование жизни, зато без особых очередей – быстро и дорого. Законны ли требования страховщиков, и действительно ли третьего не дано? За ответом мы обратились в общественную организацию «Автоюрист». Константин Лебедев, ее представитель, разъяснил, что проблема эта касается не только Комсомольска-на-Амуре, но и всей страны. Такое происходит повсеместно. Оценивать законность действий страховых компаний  должен Роспотребнадзор, а вообще, российское законодательство гласит, что навязывание дополнительных услуг незаконно. А еще автоюристы знают, как вернуть потраченные деньги, если страхование жизни оформлено скорее от неизбежности, чем по необходимости.

«Если Вам уже навязали дополнительный договор, можно этот договор расторгнуть, – объясняет Константин. – В принятии такого заявления страховая компания Вам не в праве отказать. Если всё же это произойдёт, Вы можете обратиться в Роспотребнадзор, в суд или в прокуратуру, но важно помнить, что при обращении потребуются доказательства того, что услуга была Вам навязана, и что в законных требованиях о расторжении договора Вам было отказано. Это должен быть официальный письменный отказ компании-страховщика, а если таковой не выдают, как минимум, копия Вашего обращения с просьбой о его выдаче, на которой отмечена дата приёма».

Что движет страховщиками, и почему изменились условия оформления ОСАГО? Мы рады бы пригласить страховщиков к диалогу. Но местные руководители страховых компаний все как один отказываются встречаться с журналистами – даже те, на чьи компании со стороны водителей нареканий нет. В ответ предлагают обратиться с вопросами к высшему руководству компаний – кто в Хабаровск, кто в Москву.

          Кстати, вопрос о поведении страховщиков на днях был задан Президенту России Владимиру Путину. В ходе прямого эфира он поручил контролирующим органам разобраться в ситуации. Что касается этих самых органов, работают они всё больше по прецеденту. Есть прецедент – есть проверка, ну а на нет и суда нет. Потому и автоюристы советуют неравнодушным не пускать дело на самотёк: чем больше будет таких обращений, тем скорее в офисах страховых компаний поселится закон. А пока отдельные продолжают продавать полисы ОСАГО только тем, кто добровольно страхует жизнь, а её страховщики по-прежнему меряют в рублях.

 

P.S. НЕМНОГО ЦИФР

 Сегодня в Комсомольске-на-Амуре зарегистрировано порядка 60 000 машин. Если каждый автовладелец оформит страхование жизни, стоимость которого нам озвучил агент, всеобщее «добровольное» пожертвование в пользу страховых компаний составит порядка 120 миллионов рублей, и едва ли на эти деньги будут строить дороги и детские площадки. Интересно, а какой процент от этой суммы вернется автомобилистам при наступлении страхового случая?

 

 Подготовила Людмила Смирнова